Цели:
Обучающая: обобщить и
систематизировать ранее полученные знания по теме, повторить и закрепить навыки,
связанные с правописанием ъ и ь, формировать умение видеть соответствующие орфограммы в словах и тексте;
Развивающая: способствовать
развитию коммуникативных умений учащихся, развивать аналитическое умение,
умение систематизировать, обобщать полученные знания;
Воспитательная: воспитывать
интерес к русскому языку, эстетический вкус, языковую культуру; воспитывать
чувство взаимопомощи, коллективизма во время работы на уроке.
Тип урока: Урок обобщения
и систематизации ранее изученного.
Оборудование: телевизор,
компьютер, презентация по теме, карточки, тест, учебник русского языка для 10
кл..
Эпиграф:
Друзья, ученье нас объединяет!
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Мотивация и целеполагание.
Слово
преподавателя.
Здравствуйте! Сегодня, ребята, не совсем обычный урок. У нас присутствуют
гости. Улыбнитесь друг другу. Улыбка всегда располагает к приятному общению.
Сегодня нам придется хорошенько
потрудиться: повторить, обобщить и систематизировать тему, хорошо
известную Вам по школьной программе, содержание
которой подскажет стихотворение:
Слайд 1.
Перед
е, ё, и, ю, я,
Я
в корнях стою , друзья.
Воробьи,
семья, жильё – перед я, ю, и, е,ё.
Твердый знак нам нужен тоже,
Без
него писать не сможем:
Съезд,
съедобный, объясненье
И
подъезд, и объявленье.
- Попробуйте сформулировать тему
сегодняшнего урока.
Слайд 2.(запись темы урока и определение целей)
3.
Актуализация опорных знаний.
Повторение функций ъ и ь .
- Какую функцию выполняет твердый знак (ъ)? Приведите примеры.
- Мягкий знак (ь) используется:
а) для обозначения мягкости: …;
б) в разделительной функции: …;
в) как показатель грамматической формы
слова:… .
Слайд 3.Роль буквы мягкий знак (Ь)
ь – показатель мягкости:
- на конце слова: петь, корабль, кровать;
- в середине слова после мягкого
согласного перед другими согласными (б,м,г,к,ш),
после мягкого л: больше,
сильный, письмо, мельче, деньги.
ь – разделительный знак:
- перед е, ё, ю, я, и: пью, муравьи;
- перед о после мягкого
согласного в заимствованных словах:
павильон, бульон, медальон.
ь – показатель грамматических значений и форм слов (после шипящих);
- в существительных 3 склонения: рожь, дочь, печь;
- в глаголах:
неопределенной формы: беречь, стеречь;
2 лица ед.ч. изъявительного наклонения:
пишешь, любишь;
повелительного наклонения: ешь, плачьте;
в наречиях и частицах: прочь,
сплошь, ишь, вишь, бишь.
Исключения: уж, замуж, невтерпеж.
Слайд 4. Употребление мягкого знака
(Ь) с мягкостью согласных.
Пишется ь
|
Не
пишется ь
|
|||
Позиция
|
Примеры
|
Позиция
|
Примеры
|
|
На конце слова
|
||||
После мягкого согласного
|
Лось,
соль
|
|||
В середине слова
|
||||
1.После мягкого л
2.После
мягкого согласного перед б,м,г,к,ш
|
Мельче,
сельдь, косьба, возьми, деньги, редька, тоньше
|
1.Между двумя мягкими л, н
2.Между двумя мягкими согласными (не
перед б, м, г, к, ш)
3. В сочетаниях согласных ч, щ, с другими согласными (чн, чт, нч, нщ, щн, рщ, чк)
|
Иллюстрация, осенний
ветви,
басня, гвоздик, снег, мостик, слива
вечный,
гонщик,
Исключение: маньчжурский
|
|
Формирование
умения применять правило.
Орфографическая разминка. Упражнение 292
(2 ч.), устно.
Самостоятельная работа по карточкам (отметьте номера слов, в которых
пишется Ь). Взаимопроверка, анализ допущенных ошибок.
Слайд 5. Отметьте номера слов, в которых
пишется ь знак.
1. бал…зам 1. л…стец 1.сел…д…
2. ал…лея 2.ал…люр 2.рал…ли
3. сем… 3. сол… 3. кров…
4. кос…ба 4. рез…ба 4. молот…ба
5. гвоз…дик 5. вмес…те 5. бан…тик
6. проч…ный 6. сроч…ный 6. свеч…ка
7. идил…лия 7. апел…ляция 7. вос…мой
8. набор…щик 8. мощ…ный 8. клян…чить
Слайд 5а. Отметьте номера слов, в
которых пишется ь знак (ключ).
1. бальзам 1. льстец 1.сельдь
2. аллея 2.аллюр 2.ралли
3. семь 3. соль 3. кровь
4. косьба 4. резьба 4.
молотьба
5. гвоздик 5.
вместе 5. бантик
6. прочный 6.
срочный 6. свечка
7. идиллия 7. апелляция 7. восьмой
8. наборщик 8. мощный 8. клянчить
Углубленное
повторение и расширение сведений.
Учащиеся повторяют правописание
разделительных твердого и мягкого знаков по таблице (опережающее задание).
А) Групповая работа с таблицей (упр.288).
Слайд 6.
Разделительный Ъ
|
|||||
Пишется
|
Не
пишется
|
||||
Позиция
|
Примеры
|
Позиция
|
Примеры
|
||
Перед гласными е, ё, ю, я
1.После приставок на согласный.
2.После иноязычных по происхождению
приставок аб-, ад-, диз-, ин-, интер-,
кон-, контр-, об-, суб-, транс-, пан-.
3.В сложных словах после числительных двух-, трех-, четырех-.
4.В заимствованных словах.
|
Въезд, съёмка, предъюбилей-
ный, межъярусный.
Адъютант, инъекция, конъюнктура,
контръярус, субъект.
Двухъярусныйтрехъязычный, четырехъядро-вый
Фельдъегерь (курьер)
|
1.После приставок на согласный перед
гласными а,о, у, э.
2.В сложносокращенных словах и
сложных словах, которые пишутся с дефисом.
|
Сагитировать, безоблачный,
предударный, трехэтажный.
Оргединица, инюрколлегия, детясли, пол-юрты
|
||
Разделительный Ь
|
|||||
Позиция
|
Примеры
|
||||
1.Перед
гласными е, ё, ю, я, и в корне слов (не после приставки).
2.Перед
о в иноязычных словах (из
французского языка)
|
Платье,
серьёзный, вьюга, соловьиный, подьячий (ср.дьяк)
Почтальон,
медальон, павильон, бульон, батальон
|
||||
1-я
группа.
Расскажите, в каких случаях пишется разделительный ъ, приведите примеры.
2-я
группа.
Расскажите, в каких случаях разделительный ъ
не пишется.
3-я
группа.
Расскажите о правописании разделительного ь.
Б) Сообщение каждой группы. Учащиеся
записывают примеры на доске и в тетрадях, делая графические обозначения.
Слайд 7. Разделительный ъ пишется перед
корнями, начинающимися с букв е, ё, ю, я:
1) после приставок, оканчивающихся на
согласный:
съёмка съезд съехидничать съёжиться
подъём безъядерный взъерошить изъявить
объявление объект объектив объём
межъярусный межъядерный
подъезд разъёмный
изъять объять необъятный отъять
неотъемлемый въявь предъюбилейный разъяренный
отъявленный разъюлиться разъезд объегорить
Слайд 8. Разделительный ъ пишется перед
корнями, начинающимися с букв е, ё, ю, я:
2) После иноязычных приставок,
оканчивающихся на согласную:
аб-,
ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-, пан-.
субъядерный панъяпонский панъевропейский
контръярус контръякобинец суперъястребы
трансъевропейский трансъяпонский сверхъёмкий
Слово преподавателя. Обратите
внимание на лексическое значение слов иноязычного происхождения.
Слайд 9. Словарная работа
Адъютант, адъюнкт, адъюнктура
– аспирантура для военных.
Дизъюнкция – разделение,
противоположение.
Конъектура – исправление или
восстановление испорченного текста или расшифровка текста, не поддающегося прочтению.
Конъюнктура – сложившаяся
обстановка, в том числе и в экономике.
Конъюнктивит – заболевание
слизистой оболочки глаза,
Абъюрация - публичное отречение от своих убеждений.
Слово преподавателя. Вашему
вниманию текст для запоминания.
Слайд 10. Текст для запоминания. Твердый
знак.
Адъютант
и фельдъегерь, прочитав объявление в газете «Конъюнктура рынка», объективно, а подчас субъективно оценив свои способности,
решили стать адъюнктами. Они прошли
медкомиссию в адъюнктуре. Изъянов в здоровье не было. Правда, у адъютанта был конъюнктивит, и ему пришлось сделать несколько инъекций. Они мечтали стать суперъястребами,
асами в борьбе с контръякобинцами.
Чего они только не изучали, чему не учились! Они управляли самолетами на трансъевропейских авиалиниях, въедливо изучали работу панъяпонских и панъякутских компаний, заучивали наизусть трёхъязычный словарь, преодолевали межъязыковые преграды, запоминали немыслимый объём информации, въявь
наблюдали сверхъестественные явления
и занимались их киносъёмкой,
измеряли сверхъёмкие межъядерные величины, занимались конъектурой древних текстов.
Но однокурсники могли съязвить, что они не знали, как объегорить друг друга и поделить между собой двухъярусную кровать.
Слайд
11. Не забывайте, что Ъ знак пишется только перед буквами е,ё,ю,я:
сагитировать
собезьянничать
субинспектор
контральто
безалкогольный
предутренний
трехактный
|
сэкономить
панамериканский
контратака
контражур
разохаться
двухэтажный
четырехугольный
|
сузить
трансиорданский
контрудар
трансальпийский
безумный
двухатомный
трёхигольчатый
|
Формирование
умения применять правило.
Комментированное
письмо. Упражнение 288 (2часть)
Углубленное
повторение и расширение сведений.
Слайд 12.
Анализ таблицы «Правописание мягкого знака
после шипящих в именах существительных, прилагательных, глаголах, наречиях,
частицах».
С ь пишутся
|
Без ь пишутся
|
|||||||
Имена сущ.
ж.р. ед.ч;
3 скл.
|
Глаголы
|
Наречия (кроме уж,замуж, невтерпеж)
|
Частицы
|
Имена сущ.
|
Имена прил.,
краткая форма
|
|||
Неопред.
форма
|
Повел. накл.
|
2-е л.; ед.ч.;
Наст.(буд.)время
|
М.р. ед.ч.и.п.
|
Мн.ч.
Р.п.
|
||||
Мышь,
ночь
|
Стеречь.
зажечь
|
Намажь.
вырежь,
|
Едешь,
сидишь
|
Сплошь, прочь
|
Лишь, ишь,
бишь, вишь
|
Циркач,
смерч
|
Куч,
рыбищ
|
Скрипуч,калюч
|
Слово преподавателя. Рассмотрите таблицу,
ответьте на следующие вопросы:
- В каких случаях пишется мягкий знак в существительных?
- В каких глагольных формах пишется
мягкий знак?
- Какие вы знаете наречия - исключения?
- Приведите примеры частиц, в которых
пишется мягкий знак?
- Почему в словах циркач, рыбищ, колюч не пишется мягкий знак?
Формирование умения применять правило.
Работа с учебником. Упр. 290 (2ч.)
Составить словарный диктант, в котором
были бы отражены все пункты правила (по вариантам).
Этап обобщения изученного.
Проанализируйте
алгоритм.
Слайд 13. Алгоритм. Правописание
разделительных Ь и Ъ
Проверь, находится ли орфограмма в корне
перед я, ю, е, ё, и
Нет
Да
Проверь ,находится ли орфограмма Написать
Ь
после приставки на согласный
Да Нет Запомнить: бульон, медальон,
Определи, Проверь, находится ли почтальон,
павильон,батальон,
начинается ли корень орфограмма между частями компаньон
с букв я, ю, е, ё сложного слова перед я,ю,е,ё
Да Нет Да Нет
Написать Не писать Написать Не писать
ъ ъ ъ ъ
Слайд
14. Правописание мягкого знака после
шипящих в именах существительных, прилагательных, наречиях, частицах.
Определи, к какой части речи относится
слово
Имя существительное Имя прилагательное Наречие Частица
Определить число в краткой форме
Ед.ч. мн.ч.
Определить определить Не писать ь Написать ь Написать ь
падеж падеж
Исключения:
И.п
вин.п. Р.п. уж,
замуж
невтерпеж
Определить
род им.сущ.
жен.род муж.род
Написать ь не писать ь
Слайд 15. Восстановите пропущенные фрагменты
правила.
После шипящих (ж, ш, ч) ь пишется:
- в именах существительных… рода … склонения (фальшь, дрожь);
- в неопределенной форме глагола, в том числе перед –ся (… );
- в глаголах … наклонения, в том числе перед – те (спрячь, спрячьте, срежь, срежьте);
- в формах 2-го л.ед.ч. глаголов настоящего (буд.) времени (…);
- в наречиях … ;
- в частицах … .
После шипящих (ж, ч, ш) ь не
пишется:
- в именах существительных в форме мн.ч. род.п. (…);
- … имен прилагательных ( могуч, хорош);
- в наречиях … ;
- в частице … .
Слайд 16. КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ. Правописание ъ и ь .
1. Укажите слова, в которых пишется разделительный Ъ :
а) пред… юбилейный;
б) суб … ект;
в) с … агитировать;
г) дет
… ясли;
д) трёх … язычный.
2. Укажите слова, в которых не пишется разделительный Ъ:
а) пред …ударный;
б) орг… единица;
в) фельд… егерь;
г) ин… екция;
д) меж … ярусный.
3. Укажите
слова, в которых пишется разделительный Ь: а) комп… ютер;
б)
исподлоб… я;
в)
пред…явитель;
г)
сен… ор;
д)
неот…емлемый.
4. Укажите слова, в которых после шипящих
пишется Ь:
а)
отвлеч…ся;
б)
смерч…;
в)
проч…;
г)
невмоч…;
д)
бодрящ… .
5. Укажите слова в которых Ь после шипящих
не пишется:
а)
могуч…;
б)
неудач…;
в)
скрипуч …;
г)
прилеч…;
д)
испеч… .
Слайд 17.
Ключ к тесту:
1. Укажите слова, в которых пишется разделительный Ъ :
а) предъюбилейный;
б) субъект;
в) сагитировать;
г) детясли;
д) трёхъязычный.
2. Укажите слова, в которых не пишется разделительный Ъ:
а) предударный;
б) оргединица;
в) фельдъегерь;
г) инъекция;
д) межъярусный.
3. Укажите слова, в которых пишется
разделительный Ь: а) компь
ютер;
б)
исподлобь я;
в)
предъявитель;
г)
сеньор;
д)
неотъемлемый.
4. Укажите слова, в которых после шипящих
пишется Ь:
а) отвлечься;
б)
смерч;
в)
прочь;
г)
невмочь;
д)
бодрящ .
5. Укажите слова в которых Ь после шипящих
не пишется:
а)
могуч;
б)
неудач;
в)
скрипуч;
г)
прилечь.
д)
испеч… .
Рефлексия. Выставление
оценок.
Слово преподавателя. В течение всего урока мы с вами сеяли зёрна
знаний. Давайте подытожим, на какой стадии роста находятся теперь, к концу
урока, ваши знания – зёрна.
Слайд 18. Рефлексия.
1)
лежу в почве
2)
стал прорастать
3)
взошёл
4)
вырос
5)
заколосился
Домашнее задание:
а)
выучить таблицы, упр.289 , 291.
Карточка-
задание № 1.
Вставьте , где нужно пропущенные буквы
Охотнич…е руж…ё, буз…усые юнцы, пред…юбилейные хлопоты, куриный бул…
он, отоп…ю из чашки,
пред… явить удостоверение, без …аварийная работа, транс… европейская
магистраль, сделать ин…екцию,
познакомить с матер…ю,
организовать с…ёмки, солов…иная
роща, суб…ективное мнение, хитрая
обез…яна, злободневный фел…етон, вз…ерошенные волосы,
сверх
…дальний перелет.
Карточка-
задание № 2.
Вставьте , где нужно пропущенные буквы
Допустить
фальш…, упасть навзнич…, ландыш
пахуч…, пойти на матч…, лесная
глуш…, распахнуть настеж…, серебряная брош…, несколько встреч…, угрюмый сыч…, передовая молодеж…, кактус колюч…, скопировать
точ… - в - точ…,
мороз трескуч…, песчаный пляж…,
голос певуч…, ремонт жилищ…, собою пригож…, пронёсшийся смерч…, заброшенная пустош….
Структура урока
|
Технология
урока
|
|||
Дидактическая
структура
|
Методическая
структура
|
Метод обучения
|
Средства
обучения
|
Формы
организации деятельности
|
1.Организационный
момент
|
Педагогический
анализ
|
Рапортичка
Слово
преподавателя
|
Фронтальная
|
|
2.
Актуализация опорных знаний,
стимулирование деятельности учащихся. Целевая установка, задачи
|
Формулирование проблемы
|
Проблемный
|
Слово
учителя
|
Фронтальная
|
2.1
Мотивация
|
Частично-поисковый
|
Репродуктивный
|
Слово
учителя, мультимедийный проектор
|
Фронтальная
|
3.Углубленное
повторение, систематизация ранее
полученных знаний
|
3.1.Повторение
по таблице.
Опережающее
задание.
3.2
Орфографическая разминка
|
Репродуктив-ный
.Частично – поисковый
Репродуктивный
|
Мультиме-
дийный
проектор.
Презентация
Учебник
|
Индивидуаль-ная.
Фронтальная
Фронтальная
|
3.3.Самостоятель-ная
работа по карточкам.
|
Частично
поисковый
|
Рабочая
тетрадь.
Дополнитель-ный
материал
|
Работа
в парах
Индивидуаль-ная
|
|
3.4Опережающее
задание. Повторение по таблице.
|
Репродуктив-ный
|
Мультиме-
дийный
проектор.
Презентация
|
Групповая
Фронтальная
|
|
3.5.Текст
для запоминания.
|
Репродуктив-ный
|
Мультиме-
дийный
проектор.
Презентация
|
Коллективная
|
|
3.6.Комментирова-нное
письмо.
|
Частично
поисковый
|
Рабочая
тетрадь
|
Фронтальная
Индивидуальная
|
|
3.7
Работа с таблицей
|
Репродуктив-ный
Частично
поисковый
|
Мультиме-
дийный
проектор.
Презентация
|
Коллективная
|
|
3.8
Работа с учебником (по вариантам)
|
Частично
поисковый
|
Рабочая
тетрадь
|
Индивидуль
ная
Фронтальная
|
|
4.Этап
обобщения
|
4.1
Работа с алгоритмом
4.2
Тест
|
Частично
поисковый
Репродуктив-ный.
Репродуктив-ный
|
Презентация
|
Индивидуальная
Фронтальная
Индивидуальная
|
5.Рефлексия
5.1
Выставление оценок
|
Инфорационный
|
Презентация
|
Коллективная
|
|
6.Домашнее
задание
|
Информацион-ный
|
Рабочая
тетрадь
|
Фронтальная
|
Слайд 5. Отметьте номера слов, в которых
пишется ь знак.
1. бал…зам 1. л…стец 1.сел…д…
2. ал…лея 2.ал…люр 2.рал…ли
3. сем… 3. сол… 3. кров…
4. кос…ба 4. рез…ба 4. молот…ба
5. гвоз…дик 5. вмес…те
5. бан…тик
6. проч…ный 6. сроч…ный 6. свеч…ка
7. идил…лия 7. апел…ляция 7. вос…мой
8. набор…щик 8. мощ…ный 8. клян…чить
Слайд 5. Отметьте номера слов, в которых
пишется ь знак.
1. бал…зам 1. л…стец 1.сел…д…
2. ал…лея 2.ал…люр 2.рал…ли
3. сем… 3. сол… 3. кров…
4. кос…ба 4. рез…ба 4. молот…ба
5. гвоз…дик 5. вмес…те 5. бан…тик
6. проч…ный 6. сроч…ный 6. свеч…ка
7. идил…лия 7. апел…ляция 7. вос…мой
8. набор…щик 8. мощ…ный 8. клян…чить
Слайд 5. Отметьте номера слов, в которых
пишется ь знак.
1. бал…зам 1. л…стец 1.сел…д…
2. ал…лея 2.ал…люр 2.рал…ли
3. сем… 3. сол… 3. кров…
4. кос…ба 4. рез…ба 4. молот…ба
5. гвоз…дик 5. вмес…те 5. бан…тик
6. проч…ный 6. сроч…ный 6. свеч…ка
7. идил…лия 7. апел…ляция 7. вос…мой
8. набор…щик 8. мощ…ный 8. клян…чить
Слайд 5. Отметьте номера слов, в которых
пишется ь знак.
1. бал…зам 1. л…стец 1.сел…д…
2. ал…лея 2.ал…люр 2.рал…ли
3. сем… 3. сол… 3. кров…
4. кос…ба 4. рез…ба 4. молот…ба
5. гвоз…дик 5. вмес…те 5. бан…тик
6. проч…ный 6. сроч…ный 6. свеч…ка
7. идил…лия 7. апел…ляция 7. вос…мой
8. набор…щик 8. мощ…ный 8. клян…чить
Слайд
16. КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ. Правописание ъ и ь
.
1. Укажите слова, в которых пишется разделительный Ъ :
а) пред… юбилейный;
б) суб … ект;
в) с … агитировать;
г) дет
… ясли;
д) трёх … язычный.
2. Укажите слова, в которых не пишется разделительный Ъ:
а) пред …ударный;
б) орг… единица;
в) фельд… егерь;
г) ин… екция;
д) меж … ярусный.
3. Укажите
слова, в которых пишется разделительный Ь: а) комп… ютер;
б)
исподлоб… я;
в)
пред…явитель;
г)
сен… ор;
д)
неот…емлемый.
4. Укажите слова, в которых после шипящих
пишется Ь:
а)
отвлеч…ся;
б)
смерч…;
в)
проч…;
г)
невмоч…;
д)
бодрящ… .
5. Укажите слова в которых Ь после шипящих
не пишется:
а)
могуч…;
б)
неудач…;
в)
скрипуч …;
г)
прилеч…;
д)
испеч… .
Комментариев нет:
Отправить комментарий