ТЕМА:
«Да вспомнит Бог их души благосклонно…»
Цели:
- ознакомление учащихся с трагедией
Холокоста как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов;
– продолжение работы по формированию
толерантного сознания и активной позиции нетерпимости к современным проявлениям
интолерантности, по воспитанию осознанной гражданской позиции;
-развитие умения выслушивать другого
человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
- научить понимать важность совместного
противостояния таким явлениям, как этнические чистки, расизм и антисемитизм.
Задачи:
- способствовать формированию потребностей
знать и помнить исторические события;
- способствовать формированию
уважительного отношения и толерантности к людям разных национальностей;
- воспитывать уважительное неравнодушное
отношение к окружающим людям, независимо от их национальности и конфессиональной
принадлежности;
- учить
учащихся делать выводы, размышлять.
Форма проведения: устный
журнал
Возраст: молодые люди 18 -20 лет
Место проведения: учебная
аудитория
Продолжительность проведения: 45 мин.
Оформление
и оборудование: компьютер, телевизор, презентация,
музыкальное
сопровождение : В.А. Моцарт — Реквием — Лакримоза,
«Бухенвальдский набат» автор текста: Соболев А. композитор: Мурадели В., в исполнении М. Магомаева, памятники о Холокосте, видеоклип на песню А.Розенбаума “Бабий Яр”, фрагмент фильма «Помни имя свое…».
«Бухенвальдский набат» автор текста: Соболев А. композитор: Мурадели В., в исполнении М. Магомаева, памятники о Холокосте, видеоклип на песню А.Розенбаума “Бабий Яр”, фрагмент фильма «Помни имя свое…».
Память о
Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или
равнодушными наблюдателями.
И.
Бауэр, исследователь Холокоста
Мир слишком опасен, чтобы в нем
жить – и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не
делает.
А.
Эйнштейн
Ход
мероприятия.
1. Организационный момент.
2. Вступление.
Куратор.
Великая Отечественная война оставила
неизгладимый след не только в истории нашего народа, но и всего человечества.
Сама историческая память о Второй мировой войне, о преступлениях нацистов с
каждым новым поколением «отодвигается вглубь», заслоняется более близкими и,
казалось бы, важными событиями – экономикой, политикой, отодвигая на второй
план нравственные проблемы истории. Миллионы людей погибли в той войне. Но не
только на фронте погибали люди.
Ребята, наше
мероприятие сегодня посвящено явлению, которому в истории есть много
неоднозначных оценок. Большинство утверждают, что это явление было
бесчеловечным и невиданным по своей жестокости. Это – ХОЛОКОСТ.
1
страница. «
Память о Холокосте необходима… »
Звучит
музыка В.А. Моцарт — Реквием — Лакримоза
Чтец: Засыпал
снег сегодня Бабий Яр.
Прикрыл собою братскую могилу.
Сто тысяч в ней взывают молча к миру,
Чтоб в нём не вспыхнул вновь войны пожар!
Там, где фашисты сваливали в ад
Убитых и живых, растут берёзы.
Смотрю на них и плачу… Эти слёзы
Погибших не вернут уже назад.
Но слёзы скорби нашей не напрасны.
Они, как мудрость, над душою властны:
Они её печальный, вечный плод.
Они напоминают тем, кто молод,
Прикрыл собою братскую могилу.
Сто тысяч в ней взывают молча к миру,
Чтоб в нём не вспыхнул вновь войны пожар!
Там, где фашисты сваливали в ад
Убитых и живых, растут берёзы.
Смотрю на них и плачу… Эти слёзы
Погибших не вернут уже назад.
Но слёзы скорби нашей не напрасны.
Они, как мудрость, над душою властны:
Они её печальный, вечный плод.
Они напоминают тем, кто молод,
Как
будет страшен войн грядущих Молох,
Что в гневе уничтожит людской род.
Что в гневе уничтожит людской род.
1 уч-ся: Фридрих Золотковский в стихотворении «Бабий Яр.
Память » очень точно раскрывает страшные события Холокоста, одной из самых
известных трагедий XX века - преднамеренной попытке полного истребления целых
наций, включая мужчин, женщин и детей, приведшей к уничтожению более 11
миллионов человек, среди которых 6 миллионов были евреями.
2
уч-ся:
Холокост по-гречески означает «огненная жертва». Холокост - от англ. holocaust,
др.-греч. λοκαύστος — «всесожжение» (Википедия). Холокост (холокауст) (англ.
holocaust, от греч. holokaustos - сожженный целиком), гибель значительной части
еврейского населения Европы (Большой энциклопедический словарь), сожжение
целого народа в крематориях нацистских лагерей смерти.
3 уч-ся: Международный
день памяти жертв Холокоста (International Holocaust Remembrance Day)
отмечается 27 января. Установлен Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005.
Инициаторами принятия документа выступили Израиль, Канада, Австралия, Россия,
Украина, США, а их соавторами — ещё более 90 государств. Дата 27 января была
выбрана потому, что в этот день советские войска освободили концентрационный
лагерь Освенцим (территория нынешней Польши).
1 уч-ся: В Израиле
отмечается Йом ха-Шоа — День Катастрофы — национальный день памяти и траура в
Израиле и за его пределами, установленный Кнессетом в 1951 году. День, в
который по всему миру вспоминаются евреи, ставшие жертвами нацизма во время
Второй мировой войны.
2 уч-ся: «Холокост» — политика и практика нацистской
Германии, ее союзников и пособников по преследованию и уничтожению еврейского
населения в 1933-1945 гг. Однако
нацисты не гнушались уничтожать и другие народности: цыган, славян, азиатов и
африканцев, старались избавиться от людей с ограниченными возможностями или
нетрадиционной ориентацией, политических диссидентов. Вызывали подозрение даже
этнические немцы, долгое время жившие за границей. Для всех них существовали
две дороги – немедленная смерть либо концлагерь.
3 уч-ся: Холокост – беспрецедентное явление в
новейшей истории человечества. Целью нацистов было тотальное уничтожение евреев
не только Германии, но и всего мира. Жертвы не могли спастись, сменив веру или
покинув страну, где подвергались преследованиям. Все евреи, независимо от
возраста, вероисповедания, политических взглядов, места проживания, были
приговорены нацистами к полному уничтожению. Ни один предшествующий геноцид в
новой истории не ставил задачу искоренения целого народа. В нацистской
идеологии вина еврея была предопределена самим фактом его рождения. Они должны
были полностью исчезнуть с лица земли как биологический вид. Были подготовлены
специальные подразделения убийц, мобильные эскадроны смерти, называвшиеся айнзацгруппами,
созданы лагеря уничтожения; построены газовые камеры для умерщвления жертв и
крематории для сжигания трупов.
Около 50 % всех
жертв Холокоста были гражданами Советского Союза, которых уничтожили в годы
Великой Отечественной войны.
2
страница. Помнить…и
никогда не забывать (факты из истории Холокоста)
Выступление историков.
1-ый: Началом Холокоста считается январь 1933 года –
момент прихода к власти в Германии нацистов. Дата его фактического завершения –
8 мая 1945.
2-ой: Первой, по-настоящему массовой показательной акцией прямого
физического насилия против евреев стала Ночь разбитых витрин, иначе именуемая
Хрустальной ночью, произошедшая одновременно в Германии и Австрии 9 ноября 1938
года. В ее ходе было сожжено свыше 1 тыс. синагог, уничтожено более 7 тыс.
еврейских предприятий. Подверглись разрушениям еврейские больницы, школы, дома
и даже кладбища, более 30 тысяч евреев были ранены, убиты или брошены в лагеря. Так начался геноцид, который стал одной из
главных целей гитлеровской агрессии в других странах.
3-ий: 1сентября 1939 года началась Вторая Мировая война. После оккупации
фашистами Польши всем евреям, в том числе и детям с 6 лет, было приказано
носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За
появление на улице без повязки евреев убивали на месте.
1-ый: Евреев стали переселять в особые
районы – гетто, где им предстояло теперь жить и где они зачастую умирали от голода и болезней. Крупнейшим еврейским поселением подобного типа
считалось Варшавское гетто, в нем на территории всего 3,3 кв. км содержалось
445 тыс. человек. Особенно тяжело было детям. Они были
обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270
граммов хлеба в день. Но самым бесчеловечным было то, что даже такая тяжёлая
жизнь им не была гарантирована. Их сдавали в немецкие госпитали, где у одних
выкачивали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.
2-ой: Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в
урочище Бабий Яр, недалеко от Киева, где было убито 33 700 евреев всего за
два дня. Людей заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие
отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага,
погребая и мертвых, и живых. Полицаи хватали детей и также сбрасывали их в
овраг.
Видеоклип на песню А.Розенбаума
“Бабий Яр”.
3-ий: Трудно поверить, но даже в тот период существовали
европейские страны, где евреи относительно спокойно пережили Холокост. Так из
Дании был организован массовый выезд евреев в нейтральную Швецию. Из Болгарии в немецкие концлагеря не было
отправлено ни одного человека, несмотря на все требования представителей
Третьего рейха. В Польше 2 врача сумели
спасти от неминуемой гибели 8 тыс. евреев, попросту заявив, что в их городе
разразилась эпидемия тифа.
1-ый: Христианские священники также не оставались в стороне. Есть
много свидетельств, когда они давали укрытие евреям. Для многих еврейских детей, укрывавшихся в
христианских семьях, их происхождение до освобождения оставалось абсолютной
тайной.
2-ой: О жестоком периоде Холокоста свидетельствуют письменные
документы. Одним из них является дневник 13-летней Анны Франк – проникновенная
история подростка - свидетеля Холокоста.
Запись
19 ноября 1942: «Немцы звонят в каждую дверь
и спрашивают, не живут ли в доме евреи... Вечером, когда темно, я вижу колонны
людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые
почти сбивают их с ног. Никого не осталось, старики, младенцы, беременные
женщины, больные — все тронулись в этот смертельный поход.»
3-ий:
4 августа 1944 года по доносу их арестовали. Семью депортировали в Освенцим.
Анна вместе с матерью и сестрой была насильственно отделена от отца. Все были
отправлены на отбор к доктору Йозефу Менгеле, который решал, кто будет допущен
в лагерь. Из 1019 человек 549, включая всех детей, которые были младше 15-ти
лет, были отправлены в газовые камеры, Анна, которой исполнилось 15 несколько
месяцев назад, оказалась самым юным заключённым, который не подвергся этому
отбору из-за своего возраста. 30 октября, когда советские войска
были приблизительно в ста километрах от лагеря, в женском отделении
Освенцима-Биркенау была объявлена селекция. Всё отделение прошло осмотр у
доктора Йозефа Менгеле, который отбирал ещё здоровых заключённых для отправки в
другой лагерь. Анна и сестра в составе 634 женщин были перевезены в
Берген-Бельзен (концлагерь в Германии). Анна Франк не дожила совсем чуть-чуть
до освобождения. 15 апреля 1945 года англичане освободили Берген-Бельзен.
Однако Анна погибла в начале марта месяца.
Страница 3. Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад… (Фашистские лагеря смерти)
1
уч-ся: Лагеря смерти стали самым страшным проявлением Холокоста. Они
создавались фашистами для физического истребления людей, объявленных
«недочеловеками», к которым нацисты относили славян, евреев, цыган и многих,
многих других. Их насчитывалось около 400 на территории
Украины, 200 в Белоруссии, десятки в Прибалтике, Молдове, России. Жизнь простых
людей превращалась в ад… Бухенвальд, Треблинка, Освенцим, Саласпилс, Дахау… В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых
людских тел и душ. Этого нельзя забыть!
2 уч-ся: Самые крупные лагеря смерти были в
Польше. Их оборудовали газовыми камерами и печами для
сжигания трупов – крематориями. Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры,
их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы. Многие фирмы отправляли
в лагеря заявки на поставку человеческих волос. Еврейские дети, по личному
приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями
отправляли прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало,
маленьких детей живыми бросали в печи крематориев; их подбрасывали в воздух,
ловили на штыки, раздирали на части, смазывали губы ядом, надевали марлевые
повязки, и они засыпали. В могилу их бросали живыми.
3 уч-ся: Наиболее высокопроизводительным с
позиции технологии убийства был лагерь в Освенциме, где за один день подобным
образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии сжигались в печах
крематория. Сжигание производилось непрерывно,
круглосуточно…
1
уч-ся: Многочисленные врачи СС, работавшие в лагере,
ставили на заключенных преступные
эксперименты. Доктор Йозеф Менгеле, главный врач Освенцима, в рамках
генетических и антропологических опытов проводил эксперименты на детях-близнецах
и детях с физическими недостатками; он вводил в вены и сердца заключенных
вредные препараты, чтобы определить степень страдания, которой можно достичь, и
проверить, насколько быстро они приводят к смерти. Кроме того, в Освенциме
осуществлялись разного рода опыты с применением новых лекарств и препаратов: в
эпителий заключенных втирались токсические субстанции, проводилась пересадка
кожи и т.д.
Чтец: Эта рыжая
пыль под ногами, щебёнка
Из костей – не осколки ль, покрытые ржой?
Это, может быть, резвые ноги ребёнка,
Что за белою бабочкой гнался межой;
Или ручки, – дитя ими тянется к маме,
Обнимая за шею, ласкается к ней…
Или был этот щебень большими руками,
Что с любовью к груди прижимали детей.
Этот пепел, который разносится с ветром,
Был глазами, смеялся и плакал порой,
Был губами, улыбкою, музыкой, светом,
Поцелуями был этот пепел седой.
Был сердцами, тревогою, радостью, мукой,
Был мозгами, сплетеньем извилин живых, –
Слово “Жить” до конца, словно буква за буквой,
Точно белым по чёрному вписано в них.
Эти волосы – локоны, косы и пряди,
Что навалены мёртвой, косматой горой,
Кто-нибудь расплетал и взволнованно гладил.
И сухими губами касался порой.
Чистый трепет сердец, вдохновенные речи,
Золотые надежды, сияние глаз…
Крематориев страшных горящие печи.
Пепел… пепел… Лишь пепел остался от вас.
Это, может быть, резвые ноги ребёнка,
Что за белою бабочкой гнался межой;
Или ручки, – дитя ими тянется к маме,
Обнимая за шею, ласкается к ней…
Или был этот щебень большими руками,
Что с любовью к груди прижимали детей.
Этот пепел, который разносится с ветром,
Был глазами, смеялся и плакал порой,
Был губами, улыбкою, музыкой, светом,
Поцелуями был этот пепел седой.
Был сердцами, тревогою, радостью, мукой,
Был мозгами, сплетеньем извилин живых, –
Слово “Жить” до конца, словно буква за буквой,
Точно белым по чёрному вписано в них.
Эти волосы – локоны, косы и пряди,
Что навалены мёртвой, косматой горой,
Кто-нибудь расплетал и взволнованно гладил.
И сухими губами касался порой.
Чистый трепет сердец, вдохновенные речи,
Золотые надежды, сияние глаз…
Крематориев страшных горящие печи.
Пепел… пепел… Лишь пепел остался от вас.
Э.Межелайтис «Пепел».
Фрагмент
кинофильма «Помни имя своё…!»
Выступление
краеведов
1-ый: В каждом городе была своя трагедия
Холокоста. Не миновала эта участь и территорию Вороновского района,
оккупированную фашистами в первые четыре дня войны. Посёлок Вороново находился под немецкой оккупацией 3 года и 1 месяц —
с 23 июня 1941 года до 11 июля 1944 года.
«Новый порядок», установленный гитлеровцами,
означал массовое уничтожение населения и его собственности. Враг уничтожил
школы, библиотеки, клубы. В фашистскую неволю было угнано 1 194 мирных
жителя, из них 199 детей.
На территории района гитлеровцы и их приспешники проводили политику геноцида. Были созданы гетто
в Во́роново (1941 — 11 мая 1942) и в г. п. Радунь (весна 1942
года) — еврейские гетто, места принудительного
переселения евреев Вороновского района.
2-ой: 14 ноября 1941 года в Вороново расстреляли
800 жителей Вильнюса. Среди них было 15
профессоров и много других известных представителей интеллигенции, в том числе:
художник Трегер Грубияш, написавший известный портрет Франклина
Рузвельта; доктор филологии Натан Циммель;
профессор Варшавского университета Обербах; доктор Гершунь; профессор-математик
Идельсон. Неделю их держали взаперти в здании клуба, не выпускали, подвергая
побоям и издевательствам. По свидетельствам очевидцев, «из клуба доносились
душераздирающие крики, стоны и причитания». Убивали группами, отводя к яме
по 20 человек, в 600 метрах от местечка по направлению к железной дороге. На тела убитых заставляли вставать
следующих — и снова стреляли. Раненых евреев не добивали, а закапывали
живыми. Жён
старались убивать на глазах у мужей, а детей — на глазах матерей. В этот
день были убиты 268 (263) евреев, которых похоронили в двух могилах у
железнодорожного полустанка Вороново.
В Радунском
гетто было расстреляно 2 130
человек, из которых 850 — местные жители.
3-ий: 11
(14) мая 1942 года гитлеровцы организовали второе массовое убийство узников
Вороновского гетто, было расстреляно 1 834 человека еврейской
национальности. Накануне послали 200 местных крестьян вырыть за
городом братскую могилу для запланированных жертв, еще 100 копали добровольно,
чтобы получить право на участие в делёжке вещей убитых. Эсесовцы и гестапо при
содействии местных полицаев согнали всех евреев из гетто на территорию рынка: 2700
евреев — мужчин, женщин и детей — из Вороново и близлежащих
деревень.
Группы
мужчин, женщин и детей, всего около 300 человек, уже были приведены к месту
убийства — к расстрельным ямам, расположенным в направлении Лиды. Перед
этим евреи должны были пройти «селекцию» и издевательства от гестапо, СС,
литовцев и местной полиции. Перед тем, как убить узников гетто, их избивали
прикладами, палками и плетями. Каждый еврей, которого гнали к ямам, был залит
кровью и находился в полубессознательном состоянии. Последнюю группу убийцы
даже не разделяли — один из немецких офицеров крикнул: «Хватит мусора!»,
и всех оставшихся евреев погнали к месту убийства. Убитые
11 (14) мая 1942 года захоронены в братской могиле возле шоссе Вороново-Лида.
1-ый: В
1964 году в Вороново был установлен обелиск 1834 жертвам Холокоста. Из 1834 убитых на этом месте известны имена 1205
человек, а 625 евреев остаются пока неизвестными.
Потомки вороновских евреев
посещают
наш район в знак памяти и уважения ко всем погибшим и
пострадавшим в годы ВОВ. Их жизнь была частью европейской истории и стала частью общей трагедии
еврейского народа.
2-ой: Многие годы братья
Капланы, родители которых навечно остались в этой могиле, бережно хранят
уникальный по своей исторической значимости рукописный дневник отца Мойши. В
нем не только записано в подробностях все происходящее во время и после войны,
но и запечатлены некоторые события на фотоснимках, вклеены вырезки из газет.
Отец был на суде одного из немцев, который участвовал в истреблении евреев на
Вороновщине, фото из зала суда также есть в этом дневнике.
Энджэй Каплан с
дневником отца
— В моем городе, в моей стране, на моей планете не должно быть места вражде
и ненависти между народами, людьми разных национальностей, которые живут под
одним небом! — говорит Хаюта Софер, семейная
история которой повторяет судьбу Капланов. Трудно передать, какие
чувства испытывают эти люди, прикасаясь к живой памяти.
3-ий: Жители г. п. Вороново и Вороновского
района свято чтят память погибших в Холокосте. 22 июня в День всенародной
памяти жертв Великой Отечественной войны обязательно проходит шествие памяти и
митинг-реквием у братской могилы павших в годы войны мирных граждан. Зажигаются
свечи памяти. Мы скорбим и отдаем дань безмерного уважения и памяти тем, кто
прошел тяготы и лишения той страшной войны. В день памяти скорби каждый из нас
мысленно обращается к прошлому, к тому трагическому времени…
Страница 5. Холокост: память и
предупреждение
Куратор: В 1945г. немецкий фашизм был побежден. Международный
военный трибунал в Нюрнберге в октябре 1946 года назвал
гитлеровские концентрационные лагеря одним из позорнейших средств террора по
отношению к населению оккупированных стран, а совершенные в них преступления –
преступлениями против человечества.
Обращение
к эпиграфам.
У
Эйнштейна есть слова: «Мир слишком опасен, чтобы в нем жить – и не по вине
творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает».
И.
Бауэр, исследователь Холокоста, сказал: «Память о Холокосте необходима, чтобы
наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями”.
-Почему проблема
Холокоста сегодня столь актуальна в обществе? Почему мы вспоминаем события тех
лет?
Ответы уч-ся:
- Сейчас, в
начале XXI века, когда мир гудит от потрясений – национальных
взрывов, религиозной нетерпимости, мы обязаны говорить о Холокосте – самом
страшном проявлении античеловечности, заживо уничтожившем 6 миллионов людей.
- Осмысливая трагический опыт прошлого, размышляя
над тем, что происходит сегодня в мире и в нашей стране, необходимо осознать
чудовищность гитлеровской политики геноцида; понять, что корни явлений,
приведших к Холокосту, ещё не выкорчеваны. Знания о Холокосте помогают
осознать, какие причины могут привести к
тому типу расизма, который насаждался нацистской Германией. Необходимо
осознать, что этот вид геноцида, порождённый тоталитарным режимом, представляет
угрозу всему человечеству и сегодня.
- Знания о
Холокосте необходимы, чтобы неприязнь к непохожему не стала ненавистью к чужому
народу, к чужой религии, к чужой стране.
- Память о Холокосте необходима, чтобы ни мы, ни наши дети никогда не были жертвами или палачами, или
равнодушными наблюдателями.
«В небытие, в пустоту…»
Уч-ся 1: В память 6 миллионов евреев — жертв
нацизма — воздвигнуты мемориалы и музеи во многих других странах мира: в
Иерусалиме, Париже, Амстердаме, Вашингтоне, Хиросиме, от которых
щемит в груди. В бронзе и камне они увековечили события тех страшных дней.
Уч-ся 2: Мемориал
памяти погибшим евреям в Одессе — по
официальным данным за годы нацистской оккупации в Одесской области было
уничтожено более 272 тыс. евреев.
Авторство
мемориальной композиции принадлежит Кеннету Трейстеру. Устремленная к небу
гигантская рука, по которой карабкаются сотни человеческих фигур.
Рядом –
мемориальная стена, на которой выбиты имена тысяч погибших.
Уч-ся 1:
Обувь на берегу
(Будапешт, Венгрия), установлен 16 апреля 2005 года, скульптор
Дьюла Пауэр.
Необычный памятник
жертвам Холокоста на берегу Дуная в Пеште. Вдоль набережной стоят 60 пар
старомодной бронзовой обуви — мужской, женской, детской, напоминая о страшных
событиях — в 1944–45 гг: массовых казнях евреев. Их расстреливали прямо на
берегу, а тела сбрасывали в воду. Перед казнью евреев заставляли разуться —
обувь стоила немалых денег, ее запросто
можно было продать на черном рынке. Приговоренных связывали по несколько
человек — их ставили на самый край набережной, но пулю пускали только в одного.
Обмякшее тело застреленного нарушало равновесие группы, все падали в воду и
тонули.
Уч-ся 2:
Плиты, плиты (Берлин,
Германия). Скульптор – Питер
Айзениан
«Мемориал памяти
убитых евреев Европы». Мемориал поражает
грандиозностью — на огромном поле рядами стоят 2 711 безликих серых
блоков разной высоты, образуя неживой лес.
Уч-ся 3:
Стул за 1000 евреев (Краков, Польша)
Памятник жертвам гетто
в районе Подгорже в Кракове был открыт 8 декабря 2005 года. В скульптурную
композицию вошли 33 железных стула высотой 1,4 метра на территории бывшего
гетто и 37 стульев пониже высотой 1,2 метра — их установили по периметру этой
площади и на трамвайных остановках.
Каждый стул — это память о 1000 евреях из краковского гетто.
Уч-ся 1:
Яма (Минск, Беларусь)
Это один из первых
памятников, установленных жертвам Холокоста в Беларуси. Первая часть мемориала
«Яма» — площадка, вручную выложенная камнями — была открыта в 1947 на месте,
где в 1942-м нацисты расстреляли 5 000 евреев.
Вторая часть —
скульптурная группа людей, которые спускаются по лестнице — была установлена в
2000 году. Худые бронзовые фигуры, составляющие композицию «Последний путь»,
будто стекают вдоль ступенек к яме, где их ждет смерть.
Уч-ся 2:
(Рига, Латвия)
В конце 1941-го года
нацисты решили ликвидировать евреев рижского гетто. За две акции расстрелов (30
ноября и 8 декабря) в Румбульском лесу было уничтожено около 25 тысяч человек —
как рижских евреев, так и тех, кто был депортирован сюда из Германии. Среди
убитых было огромное количество детей. Мемориал из камней и толстой
металлической проволоки на площадке в форме звезды Давида был возведен по
проекту архитектора Сергея Рыжа 29 ноября 2002 года. На камнях выбиты имена
тех, кто был здесь расстрелян.
Уч-ся 3:
Яд ва-Шем — это музей
Холокоста, в котором собраны уникальные артефакты того страшного времени. Там
также находится несколько мемориалов в память об убитых нацистами евреях. Среди
скульптурных композиций комплекса — дерево из фигур людей, забор из колючей
проволоки в виде человеческих скелетов, и многие другие.
Учащиеся
выносят глобус и украшают его цветами.
Звучит
песня «Бухенвальдский набат» Песня
приглушается и учащийся читает стих.
Чтец: Холокост – что это за слово?
Необычного
в нем ничего как будто нет.
Но,
а если расшифруешь это слово
Сразу
станет страшно почему-то всем.
Что
же они сделали такого и за что сожгли их в лагерях?
Может
быть война тому виною или время, как порой твердят.
А
ведь им хотелось очень, очень поиграть с друзьями во дворе.
И
побаловаться в школе, и поесть свой завтрак на траве.
Но
пришли немецкие солдаты
И
отправили детишек в лагеря
Не
для отдыха и развлеченья,
А
для издевательства и зверств.
Но
мы в памяти оставим
имена
героев навсегда.
И
в глазах как слезы засверкают
страшные
кровавые слова.
Мы помним.
Мы знаем.
Мы не допустим.
Мы знаем.
Мы не допустим.
Да
здравствует мир во всем мире!
Использованная литература:
Альтман И. А. Холокост и еврейское
сопротивление на оккупированной территории СССР / Под ред.
проф. А. Г. Асмолова. — М.: Фонд «Холокост», 2002.
Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории
СССР. Учебное пособие.- М.: Фонд «Холокост», 2001.
Анна Франк. Убежище. Дневник в письмах. - Нидерланды, 2003.
Всесожжение и вселенская катастрофа. Материалы по подготовке уроков к темам
: «Холокост – трагедия человечества».
«Вороновская газета» от 14.08.2015г.
Статья «Без прошлого нет будущего…».
Дойчкрон И. Я носила жёлтую звезду. – М.: Текст, 2001
Золотковский Ф.М. Сборник стихов « Холокост».2010-2011г.
Памяць: Гiст.-дакум.хронiка Воран.раёна:Рэд.кал.:Г.П.Пашкоў; -Мн.:Бел.Эн,2004.
Интернет – ресурсы
Комментариев нет:
Отправить комментарий